федеральное государственное бюджетное учреждение

«иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Версия для слабовидящих ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Участие в VI ледовом переходе «Встреча с Байкалом»


Участие в VI ледовом переходе «Встреча с Байкалом»

15 марта 2019 г. команда ФГБУ «Иркутское УГМС» приняла участие в VI ледовом переходе «Встреча с Байкалом». Основными организаторами ледового перехода является Иркутское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и ФГБУ «Иркутское УГМС». Маршрут перехода железнодорожная станция Темная падь — г. Слюдянка составляет около 15 км, в том числе по льду озера Байкал 11 км. В брошюре «Ледовый дневник» была напечатана статья об истории развития гидрометеорологических наблюдений на озере Байкал.

Участие в эколого-просветительской акции предоставляет молодым людям хорошую возможность полнее познакомиться с историей и природой родного края.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Иркутское УГМС») является учреждением Росгидромета. Адрес: г. Иркутск, ул. Партизанская, 76; тел./факс (395 2) 20−68−90; e-mail: priem@irmeteo.ru; сайт http://irmeteo.ru/

Начальник ФГБУ «Иркутское УГМС» Насыров Азат Мирзагитович.

Основная цель деятельности управления — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, геофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной, на территории Иркутской области, акватории озера Байкал и прибрежной территории Республики Бурятия.

В этом году отмечается 185-летие учреждения в России метеорологической службы.

Иркутская магнитно-метеорологическая обсерватория (ММО) начала систематические метеорологические наблюдения в г. Иркутске в ноябре 1886 года и стала центром их развития на огромной территории Сибири. Особенно это направление деятельности активизировалось с 1895 года, когда директором обсерватории стал Аркадий Викторович Вознесенский. Это было время начала строительства Кругобайкальской железной дороги и повышения роли флота на Байкале. Был построен ледокол — паром «Байкал». Строительство и железной дороги вокруг Байкала, и ледокола «Байкал» начиналось без учёта местных климатических условий, что приводило к ряду неоптимальных решений и нежелательных последствий. В итоге было принято решение о выделении средств на организацию и содержанию метеорологических станций на Байкале. Первыми на Байкале в 1896 году появились метеорологические станции в пос. Лиственичное и на противоположном берегу озера — в Мысовой, а также временная станция на льду озера Байкал. В этом же году горным инженером Л. Я. Ячевским была организована метеостанция на вершине Хамар — Дабана по-старому «Купеческому» тракту и названная им Верхней Мишихой. В 1897 году на частные средства Ивана Абрамовича Пятидесятникова была «устроена… хорошо обставленная станция в Голоустном». Наблюдения вели И. А. Пятидесятников, и В. П. Гаряев и В. А. Шумов. Позднее эта станция была передана «в полное распоряжение Иркутской обсерватории». Выбор места расположения станции Голоустное был согласован с А. В. Вознесенским.

Значительная часть байкальских метеостанций открывались совместно с начальником Гидрографической экспедиции полковником Ф. К. Дриженко при маяках. Метеорологические наблюдения безвозмездно проводили, в основном, энтузиасты. С 1990−1901 гг. Иркутская обсерватория выдавала наблюдателям небольшое вознаграждение. К этому времени метеорологическая сеть на Байкале насчитывала 11 станций: Большое Голоустное (1897), Култук (1897), Баргузин (1898), Песчаная Бухта (1899), Душкачанский маяк (1899), Кабанск (1899), Ушканий остров (1900), Ольхон (1900), Туркинский маяк (1900), Харауз (1901), Переемная (1901).

А.В.Вознесенский оперативно, в короткие сроки систематизировал и обобщил данные наблюдений метеостанций на Байкале и опубликовал в 1909 году первый труд о климате озера «Очерк климатических особенностей Байкала». Академия наук удостоила этот труд Ломоносовской премией.

В настоящее время на побережье озера Байкал работает 15 метеорологических станций и 18 гидрологических постов, данные наблюдений которых используются для составления прогнозов погоды и штормовых предупреждений об опасных и неблагоприятных явлениях погоды для судоходства и туризма; гидрологических прогнозов для энергетики и ЖКХ; в многолетнем разрезе — для развития Байкальской природной территории и ее охраны.

Государственный мониторинг качества воды озера Байкал осуществляется организациями Росгидромета с 1961 года. Первыми станциями наблюдения стали Узур, Солнечная, с.Байкальское. В 1962 году были открыты станции в черте пос. Листвянка и на уровне м. Красный Яр; в 1963 году — на Ушканьих островах; в 1972 году — в черте ст.Маритуй. Программа мониторинга состояния озера Байкал постоянно совершенствуется и оптимизируется с учетом антропогенной нагрузки, новых современных доступных технологий.

В настоящее время качество воды озера Байкал оценивается по данным гидрохимического мониторинга 16 фоновых глубоководных станций «реперного разреза», проходящего вдоль озера Байкал по его центральной части. В течение года специалисты осуществляют три съемки — в мае-июне, августе-сентябре, ноябре.

Качество воды, поступающей в озеро Байкал с его притоками, контролируется в устьях двадцати шести рек западного и восточного побережий Байкала в основные фазы гидрологического режима.

В районах озера, наиболее подверженных антропогенной нагрузке, наблюдения проводятся по усиленной программе, отбор проб осуществляется на полигонах, по сетке станций. Здесь же проводится гидробиологический мониторинг, исследования донных осадков и грунтовой воды. Таких полигонов три: в районе влияния сточных вод КОС г. Байкальска, на Северном Байкале, в районе влияния трассы БАМ и в дельте реки Селенга.

Районами, подверженными антропогенной нагрузке, являются также акватории портов, поэтому мониторинг проводится на акватории портов, расположенных на юго-восточном (п. Култук, п. Байкальск, с. Выдрино) и на юго-западном (п. Б. Голоустное, п. Байкал) побережьях озера Байкал.

Обобщенная информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении передается в органы исполнительной власти Иркутской области, в государственные природоохранные структуры, а также размещается на официальном сайте ФГБУ «Иркутское УГМС» в сети Интернет.

В 2018 году Росгидрометом закончено строительство нового научно-исследовательского судна для проведения работ на оз. Байкал, которое было названо с учетом общественного мнения — «Профессор Вознесенский».